Время основания монастыря в Ахпате, находящегося к северо-востоку от Санаина, сохранившиеся исторические хроники относят к X веку. Как и Санаинскому, ему уделялось повышенное внимание правителей Армении и их вассалов. Здесь однако в меньшей степени, чем в Санаине, также изучали гуманитарные науки, богословие, занимались живописью.        Этими обстоятельствами и объясняется некоторое сходство композиционных особенностей памятников Ахпата и Санаина. Их архитектурные детали и декор сооружений, принадлежащие к одной эпохе, имеют так много общего, что дают основания предположить выполнение их мастерами одной школы.        В числе памятников Ахпата находятся небольшая купольная церковь Сурб Аствацацин, возведённая в 1025 году; Сурб Григор – крестово-купольная церковь, относящаяся к 1005 году, при перестройке в 1211 году она лишилась своего купола; Сурб Ншан (св. Знамения) – церковь X века в виде просторной купольной залы; притвор, называемый «домом Амазаспа», возведённый в 1215 году; книгохранилище X века; трапезная XIII века и колокольня, построенная в 1245 году.        Описывая памятники Ахпата, остановимся только на присущих им особенностях, чтобы не утомлять читателей повторением уже известного им из памятников Санаина.        Притворы церквей как правило были местом для прихожан, не вмещавшихся в храмы во время богослужений. Однако сооружались также и притворы для собраний духовной и светской власти, обсуждавших подчас весьма далёкие от богослужений проблемы. Располагались они обычно поодаль от церквей. Именно к числу таких притворов и относится «дом Амазаспа». Это квадратное в плане сооружение с четырьмя колоннами, поддерживающим свод – самое большое сооружение подобного назначения в Армении. Его аскетический интерьер усилен декорированным полуовалам шатром центральной части. Приземистые пропорции объёмов создают впечатление некоторой основательности.        Трапезная Ахпата относится к интересным своей архитектурной композицией сооружениям. В ней поражает огромное пространство вытянутого зала, разделённого по всей длине колоннами на две части. Интерьеры её обозреваются непосредственно при входе в помещение, от двери в торце здания. Центральные секции перекрытий завершают два восьмигранных купольных свода со световыми отверстиями. Весьма скромное внешнее убранство трапезной оживлено высеченным на тимпане двери рельефным крестом.        Сохранились предания о том, что в Ахпате жил учёный монах Ованес Имастасер (Саркаваг). Он был славен как непревзойдённый сочинитель проповедей и псалмов и в соседней Грузии, откуда к нему приезжал для благословления царь Давид. Легенды рассказывают также о любви Ованеса к чтению, она была столь велика, что он проходил много дней подряд в уединённой келии за чтением рукописей, не замечая течения времени и не принимая пищи.